Георгий Суворов < Интервью < Публикации < МАИ.Экслер.ру
 Вы здесь: МАИ.Экслер.ру > Публикации > Интервью > Георгий Суворов
Форум (музеефицирован; регистрация закрыта) mai@exler.ru | Мы читаем все ваши письма! ;-)
МАИ.Экслер.ру — студенческая энциклопедия МАИ. Проповедуем то, что исповедуем. ;-)
МАИ твоими глазами
Георгий Суворов:
«„Что не разрешено — запрещено“ — это очень по-маёвски!»

 [14.5.2001]
Антон Петров, МАИ.Экслер.ру
Уже довольно долго в маёвских и околомаёвских кругах вновь и вновь поднимается вопрос об эмблеме МАИ и прочей маёвской атрибутике. Появились электронные версии факультетских эмблем, выпущен подробный план МАИ, опубликован аэрофотоснимок… За всем этим стоит проект «Символика МАИ».
(В настоящее время «Символика МАИ» является частью МАИ.Экслер.ру, а я — его редактором. — Г. С.)

Георгий Суворов Сегодня у меня в гостях его руководитель — Георгий Суворов. Беседу было решено вести в лучших маёвских традициях: за пивом. К сожалению, встретились мы с Георгием поздно, уже за полночь, а успеть обсудить надо было многое, поэтому мы сразу взяли быстрый темп, не отвлекаясь по пустякам, чтобы в полной мере насыщенно, целесообразно и увлекательно провести вечер.

Суворов решил соблюсти все приличия:

— Прежде чем начать, хочу поблагодарить тебя, Антон, за внимание, уделяемое моей скромной персоне. Мне очень приятно и лестно давать тебе интервью: как-никак ты — самый известный в Сети студент МАИ!

— Да чего уж там… Ладно, поехали! С чего начался проект «Символика МАИ» и когда? Что побудило тебя заняться этим? Какова цель проекта?

Георгий Суворов — Проект начался задолго до первых реальных действий на этом фронте. Как-то, курсе на третьем или на четвёртом (в 1997 г.) мне понадобилась эмблема МАИ в электронном виде, причём в векторном формате, а не в растровом. Не нашёл. Думаю, на тот момент её ещё никто не отрисовал: компьютеров тогда было меньше раз в семьдесят, а об интернете и слышно-то толком не было. Пришлось отсканировать футболку и срисовать эмблему самому.

Чуть позже мне понадобились векторные эмблемы факультетов МАИ — их предполагалось использовать в качестве медалей на шуточной этикетке водки «Маёвская особая». Тоже не нашёл, но тогда не решился ввязываться в отрисовку — очень уж трудно показалось. Но идея засела глубоко. Как я потом понял, насчёт «трудно» — действительно показалось. На деле было труднее раза в три!

Окончив институт и располагая некоторым свободным временем, я решил-таки добить давно откладываемую векторизацию эмблем (доводить начатое до конца — один из моих принципов), и 1 июля 1999 г. я взялся за дело.

Цель и идея проекта — единство, качество, достоверность и доступность маёвской символики всегда и везде. Сколько я помню себя в институте, постоянно ощущалась потребность в качественных электронных векторных изображениях эмблемы МАИ и прочей маёвской символики. Это и явилось основной причиной создания единого электронного комплекта символики МАИ. Теперь любой желающий может безвозмездно его получить и повсеместно использовать.

Так сложилось, что эмблема МАИ и эмблемы факультетов с течением времени плавно видоизменялись, возникали варианты, причём зачастую далеко не лучшего качества. А между тем, понятия «эмблема» («логотип») и «вольность» взаимоисключающи! За примерами далеко ходить не надо. Ни одна организация, будь то автомобильный концерн или радиостанция, газета или театр, ни один университет или корпорация не допускают небрежного обращения со своим фирменным знаком или эмблемой, ведь эмблема — лицо организации, она обеспечивает её узнавание, а искажения и вариации запутывают окружающих, нарушают традиции и роняют престиж организации. В случае с МАИ обилие вариаций было обусловлено прежде всего отсутствием единого электронного комплекта качественных векторных изображений эмблем, доступного всем желающим. Отныне комплект символики как раз и является таким своеобразным электронным эталоном.

Георгий Суворов Со временем рамки проекта расширились, и на сайте появились такие разделы, как «Авиамарш — гимн МАИ», «План МАИ», «МАИ с выстоты птичьего полёта», хотя и не имеющие прямого отношения к символике МАИ, но, как мне представлялось (и как показала практика), интересные маёвцам. По всем этим вопросам также ощущалась острая нехватка информации.

— Как и когда появилась идея упорядочить и свести к одному стилю эмблемы института и факультетов?

— Сразу оговорюсь: идея эта не моя, и более того, я не являюсь её ярым поборником. Ниже я разъясню, почему.
Практически все нынешние эмблемы факультетов (вернее, их композиционные идеи) возникли в период с 1965 по 1975 гг. Идея упорядочить и «причесать» их в едином стиле относится приблизительно к 1965 г. — тогда в только что построенном корпусе № 7 при входе разместили мозаичное панно (возможно, панно 1982 г.), на котором эмблемы факультетов (тогда их было всего восемь) были изображены в едином стиле. Затея эта в 1980 г. получила продолжение — тогда был выпущен рекламный проспект о МАИ, в котором эмблемы факультетов также были изображены в едином духе. В дальнейшем (с 1989 г.) эмблемы всех факультетов регулярно публиковались (публикуются и поныне) в специальных («абитуриентских») номерах «Пропеллера» и в некоторых номерах газеты «От винта».

Антон Петров — Кто-нибудь помогал тебе в работе над проектом или ты всё делал самостоятельно?

— В первоначальном переводе эмблем в электронный вид мне никто не помогал. Самочинно убил несколько прекрасных летних недель, приобретя вместо здорового солнечного нездоровый «мониторный» загар. :-)

Несколько позже, когда возник и оформился сайт «Символика МАИ», стали приходить письма с вопросами, предложениями и вариантами эмблем. Например, Академический знак МАИ в векторном формате прислал Павел Козодой, за что я ему исключительно признателен. За неоднократные консультации и радушие не могу не поблагодарить В. И. Русланова, директора Музея истории МАИ. Для раздела «Эмблема МАИ вокруг нас» Юрий Попеленский прислал фото из г. Дивногорска Красноярского края; в раздел о ССО МАИ вошли материалы, предоставленные Александром Гвоздевым и Сергеем Кирсановым.

Продвинуть и раскрутить проект очень помогли (и помогают) Антон Савченко («ФРЭЛА — одна команда») и ты, конечно, за что ещё раз огромное спасибо. Разумеется, мне помогало гораздо больше людей, и упомянуть всех здесь нет возможности, но я всех их помню и всем им очень признателен. Спасибо, ребята!
Но это сетевая часть. В реале всё было не так радужно — к примеру, серьёзного отношения к проекту и понимания его цели у руководства МАИ не было; не мешали — и то слава богу. Некоторые, знаешь ли, очень помогают тогда, когда не мешают.

— Как всё это выглядело технически? Откуда ты брал варианты эмблем, как выбирал из них наиболее подходящую, как доводил её до ума?

— Первичный сбор информации об эмблеме был, как правило, недолог. Основные источники — различные стенды в институте, значки, рекламная и сувенирная продукция факультетов и кафедр, иногда что-либо другое. Редко принципиально разных вариантов набиралось больше двух.

Георгий Суворов Наиболее подходящий вариант выбирался по нескольким критериям (в порядке убывания важности):
1) художественно-эстетический;
2) исторический;
3) общественный.
Поясню. В первую очередь эмблема должна быть изящной и красивой; проще говоря, должна «смотреться». Во-вторых, эмблема должна лаконично отражать сущность того, что она символизирует. В-третьих, вместе с тем, она должна быть технологичной, то есть одинаково хорошо выглядеть и на бумаге, и на значке, и на футболке, и на нашивке, и в любом другом исполнении. В этом суть художественно-эстетического критерия.
Исторический критерий требовал отдать предпочтение более раннему варианту эмблемы.
Исходя же из общественного критерия, важно было знать, какой из вариантов признан и шире используется.
Как правило, последнее слово оставалось за каким-либо одним критерием, но порой и за несколькими. Например, эмблемы третьего и девятого факультетов были выбраны по классической схеме — они и самые красивые, и самые ёмкие, и самые лаконичные, и самые старые из найденных.

Следует также помнить, что некоторые эмблемы были разработаны и популяризовывались без согласования с факультетами, в то время как на факультетах кое-где уже были свои собственные эмблемы, к которым привыкли и которые успели полюбить. Ярчайший пример — седьмой и второй факультеты. Их эмблемы, кстати, выбиваются из общего ряда. Именно поэтому я и не стараюсь добиться единого стиля во всех эмблемах. Историческая достоверность в данном случае важней. Эмблема седьмого факультета — самая принятая на факультете. Более эстетически удачный вариант (на мозаичном панно в фойе седьмого корпуса) был отклонён именно по причине неприятия на факультете (при наличии чёткой альтернативы).

Вообще же, в каждом случае я встречался с деканом факультета, со старожилами и даже с разработчиком эмблемы — если его удавалось разыскать. Во всех случаях было найдено компромиссное решение, устроившее всех, загвоздка вышла лишь с эмблемой первого факультета: каждый остался при своём мнении.

«Доводка до ума» выглядела следующим образом: сканирование выбранного варианта, импорт в CorelDRAW, обрисовывание (или трассировка), нюансировка, пробная распечатка, выдержка, свежий взгляд, окончательная доводка и, наконец, экспорт в требуемые форматы — Формат Adobe Illustrator, Формат Encapsulated PostScript (EPS), Формат Scalable Vector Graphics (SVG), ФорматPortable Network Graphics (PNG), Формат Windows Metafile (WMF), Формат Adobe Photoshop. Наиболее трудоёмкой, кстати, оказалась эмблема третьего факультета.

Антон Петров — Тебе не мешали этим заниматься? Никто не препятствовал?

— Нет. Хотя откровенное непонимание было на каждом шагу («Вас кто назначил?..»), а иногда были и несправедливые упрёки. Вообще, что-либо запретить, исходя из принципа «что не разрешено — запрещено» или, ещё проще, из принципа «нам виднее» — это очень по-маёвски.

— Как сейчас проходит внедрение эмблем? Их приняли или относятся как к чужим?

— В основном, никакого внедрения и не потребовалось — это ведь не новые эмблемы, а лишь подправленные, подчищенные или восстановленные старые. Плюс к этому, молодёжь не вникает в детали — прочитали, обрадовались, скачали и используют. Очень многие — так просто в восторге! Ради таких отзывов и стоит работать. Ход мыслей прост — кто будет искать и рисовать что-то сам, когда есть полный комплект готовых файлов, причём доступный всегда и бесплатно? Всё распространяется само.

— Эмблемы, которые можно скачать с твоего сайта, зарегистрированы, запатентованы? Какие-либо права принадлежат тебе?

Георгий Суворов — В Патентном ведомстве РФ зарегистрирована как товарный знак только эмблема МАИ (с 1993 г.). Права на неё принадлежат МАИ. Авторские права на все эмблемы (как неотчуждаемые), естественно, принадлежат разработчикам. Мне принадлежат права на идею проекта, концепцию сайта и техническую отрисовку эмблем.

— Нескромный вопрос: сколько денег ты со всего этого уже заимел?

— Не устаю твердить: проект этот — принципиально некоммерческий. Этим же объясняется отсутствие рекламы. Всё, что можно загрузить с сайта, можно использовать бесплатно при условии, что не будут нарушены права разработчиков и третьих лиц.
Повторюсь, идея и цель проекта — единство, качество и достоверность маёвской символики всегда и везде.
Если продажа какой-либо сувенирной продукции с символикой МАИ будет исходить от меня, то она будет осуществляться исключительно с целью популяризации упомянутой идеи и исключительно по себестоимости.
Денег никаких я не заимел, одно беспокойство. И вообще, настоящие вещи никогда не делаются только за деньги. Конечно, скрипка Страдивари стоит немалых денег, но он ведь делал скрипки не только и не столько ради наживы. Его, должно быть, захватывал сам процесс. Ему это нравилось.

— Где используются эмблемы, нарисованные тобой?

— Газеты «Пропеллер», «От винта», различная агитационная и сувенирная продукция, курсовые и дипломные работы маёвцев, сайты маёвцев и сайты о МАИ, общедоступные библиотеки векторных логотипов… Далее — везде! :-)

— Встроены ли в них какие-нибудь водяные знаки, метки и комментарии, которые увековечат имя создателя?

— Нет. «Проверено — мин нет»! :-) В каждом архиве с символикой есть текстовый файл с пояснениями и моими координатами — для желающих связаться со мной. В сами эмблемы ничего не внедрено, тем более, что не все графические форматы это позволяют, да и мыслей таких, признаться, не возникало.

— Планируешь ли ты сам выпускать какую-нибудь сувенирную продукцию, которая закрепляла бы «новые» эмблемы?

— В 2000 г. по моему эскизу и под моим патронажем были изготовлены представительские значки МАИ (какие обычно носят на лацкане) — я имел целью показать, что возможно делать и хорошо, и дёшево. Вот так:

Представительский значок МАИ. Высота — 12 мм (Фото — Михаил Кривошей).
Представительский значок МАИ.
Высота — 12 мм.
Фото — Михаил Кривошей.

Они разлетелись вмиг! И скажу без ложной скромности, что это единственный за всю историю значок МАИ, который не стыдно носить на лацкане. Его и носят. И я ношу, и не только на лацкане, но и на рубашке, и на свитере — что надену. Увы, смахивает на нарциссизм, но правда нескромна!
Через некоторое время была предпринята попытка изготовить (попросту скопировать) подобные значки — на продажу — но неудачная. С первого взгляда видно, насколько они убоги и некачественны. О цене я вообще молчу.

В юбилейном номере «От винта», посвящённом трёхлетию газеты, был опубликован разработанный мною подробнейший план МАИ — также в сопровождении маёвской эмблемы. План стал, не побоюсь этого слова, гвоздём номера и хитом сезона. Собираюсь повторить этот опыт.

В остальном, эмблемы довольно успешно укореняются самостоятельно. С 1 сентября 2000 г. на сайт «Символики» зашли более 5000 уникальных посетителей. А открыт он был в октябре 1999 г. Так что дело движется!

— На твоём сайте нет ни слова о тебе. Оно, в общем-то, и понятно — сайт посвящён символике МАИ, а не Георгию Суворову. И всё же, расскажи, пожалуйста, немного о себе.

Георгий Суворов и эмблема МАИ (2011 г.).

Георгий Суворов и эмблема МАИ (2011 г.).
(Нажмите для увеличения.)
— Что ж… С удовольствием! Мне 24 года. Родился и вырос в Москве и очень люблю этот город.
Окончил (сюрприз, сюрприз!) МАИ, четвёртый факультет (ФРЭЛА). Работаю по призванию.
Ироничен, умён (дай Босх!). Приветлив, терпим. Открыт, искренен. Упорен, дотошен. Контактен, дипломатичен. На отсутствие чувства юмора не жалуюсь. «Светлая голова (блондин). Парадоксов друг». Немного говорю и читаю по-английски. Грамотно говорю и систематически читаю по-русски.
Ценю в вещах: практическую красоту, добротность и вложенную душу.
Ценю в людях: ум, искренность, мотивированность и целеустремлённость.

 АЗБУКА: каждый маёвец должен знать! ;-)

• Маёвский словарь
Словарик-справочник маёвских словечек (козерог, черепаха, ГУК…).

• Символика МАИ
Эмблемы факультетов, эмблема МАИ, «ромб» МАИ — откуда взялись?

• Про преподов МАИ (Имеем мнений: 5301 о 1279 чел.!)
Кто — человек, а кто — «Армагеддон»? ;-) Узнайте!
Вы знаете что-то ещё?! Так сообщите! (Заполните форму или напишите письмо.)

• ВКонтакте / VK.com
• MAI_club • «Типичный МАИ» • «Маёвник» • MAIuniversity • «Меметика МАИ»

 Одежда с символикой МАИ
 Продано! :-/
Представительский маёвский значок безупречного качества. Номерной. Маленький, аккуратный. Высота 12 мм. Значок МАИ
 Симпатии
 Эмблема МАИ
 «Маёвский букварь»
Дмитрий Курилов
Я — Дмитрий Курилов (ВК 292841211), учился в МАИ в 1984—1990 гг. «Маёвский букварь» — сборник рассказов, баек, новелл, каждая из которых — документ эпохи. Это своеобразная «маёвская библия» радостных и беспокойных времён Перестройки и, конечно, — галерея портретов моих молодых современников, студентов и студенток.
 Роман о студентах МАИ
Андрей Тошев
«Сад желаний» — роман Андрея Тошева о студентах МАИ. Действие происходит в 1989—1990 гг.
Что делать простому маёвцу, на чью голову свалились разом неоднозначная любовь, диплом, развал CCCP, и, вдобавок ко всему, — инопланетная цивилизация, затаившаяся где-то в глубинах подсознания?..
 Нас сосчитали
Top.Mail.Ru (с 20.08.1999).
Индекс качества МАИ.Экслер.ру
Индекс качества МАИ-Экслер.ру
Количество подписчиков рассылки «Новости МАИ.Экслер.ру»